Ресурс 12Ресурс 33Ресурс 37Ресурс 26Ресурс 31Ресурс 7Ресурс 17Ресурс 9Ресурс 45Ресурс 48Ресурс 10Ресурс 52Ресурс 53Ресурс 51Ресурс 19Ресурс 8Ресурс 39Ресурс 27Ресурс 38Ресурс 18Ресурс 28Ресурс 44Ресурс 32Ресурс 46Ресурс 34

   Одной из целей данного исследования значилось сформулировать ряд рекомендаций по применению лайк-маркетинга, опираясь на литературные источники – аналитические статьи, публикации, а также блоги и персональные страницы практиков лайк-маркетинга и SMM. Ниже сформирован список практических советов, являющихся наиболее актуальными с учетом специфики современных Интернет-пользователей и компаний, а также сделанные на основании общего анализа лайк-маркетинга как бизнес-инструмента.

 

   В упомянутом ранее пособии «Marketing on Facebook. Best Practice Guide» (2012), выпущенном администрацией сайта и обучающем наиболее эффективному продвижению в социальной сети Facebook, указаны следующие ключевые рекомендации:
 
   1. Выработайте стратегию продвижения с максимально «социальным» дизайном – принцип социализации должен быть базовым, а не внедренным, наложенным на готовое бизнес-решение.
 
   2. Создайте оригинальный «голос бренда» (англ. brand voice) – формирование особого образа бренда, создающего максимально точное восприятие.
 
   3. Сделайте процесс максимально интерактивным с помощью всех возможных инструментов (голосования, чаты, пользовательские конкурсы, открытые вопросы, встречи оффлайн и т.д.)
 
   4. Выстраивайте долгосрочные отношения – постоянно продолжайте публиковать интересный контент, поддерживать интерактивный характер взаимодействия.
 
   5. Продолжайте изучать своих участников сообщества, так как именно их инсайт является первичной информацией для разработки новых продуктов, а также совершенствования существующих.
 
   Перечисленные рекомендации играют ключевую роль в процессе использования лайк-маркетинга, однако базовое понятие, о котором нужно помнить, выстраивая SMM-концепцию – Likeability, маркетинговый потенциал контента с точки зрения привлечения внимания интернет-пользователей (Kerper, 2011). Данный набор свойства и характеристик, которые определяют, нравится ли пользователям ваш контент, буквально определяет, будут ли они способствовать его распространению и, как следствие, успеху вашей маркетинговой деятельности в социальных сетях. Андрей Бузина, один из ведущих специалистов по вирусным коммуникациям, генеральный директор креативного агентства цифровых коммуникаций Smetana, создающего наиболее популярные рекламные ролики для коммерческих и некоммерческих российских организаций, называет следующие основные качества, присущие популярному контенту: честность, человечность, смелость, оригинальность, хороший вкус, желанность, простота, эмоциональность, польза, креативность (Бузина, 2012). Таким образом, likeability распространяемого инфоповода – базовая характеристика, которая должна быть оценена в рамках SMM-кампании.
 
   Среди прочих рекомендаций, выявленных в ходе исследования, принципиально важны следующие (Kerper, 2011; TopDog, 2011; Ли, Бернофф, 2010; Smith, 2011;  Andersen et al, 2011):
 
   1. Привлекайте текущих клиентов в сетевое пространство – пользователи, знакомые с вашим товаром и одобряющие вашу деятельность фактом покупки, как правило, становятся ядром лояльных участников сообщества.
 
   2. Во избежание лишних затрат до формирования бюджета для SMM-кампании отнеситесь внимательно к формированию целей своего развития в Интернете в целом. Зачастую непосредственное привлечение покупателей достигается посредством более надежного и проверенного инструмента, чем лайк-маркетинг, а социальные сети играют роль механизма по увеличению лояльности уже имеющихся клиентов.
 
   3. Выделяйте и поощряйте наиболее активных участников – пользователь должен быть заинтересован в сотрудничестве, необходим элемент выгоды и интереса. 
 
   4. Обязательно отвечайте на все негативные комментарии в кратчайшие сроки. Керпер, один из самых опытных практиков лайк-маркетинга, отмечает особую важность работы с возражениями и настаивает на скорейшем ответе. По мнению автора, единственно верный способ уладить конфликт на начальной стадии и предотвратить его распространение по социальной сети – публично принести извинения от лица компании в комментарии к негативному отзыву и вежливо перенести дальнейшее обсуждение в непубличное пространство (электронная почта, личное сообщение, телефонный звонок).
 
   5. Бесплатно редоставляйте участникам сообщества нечто, имеющее ценность (value) – скидочные купоны, семплы, полезную информацию (если продукт не материален). 
 
   6. Делитесь внутренней информацией о компании (информация о сотрудниках и корпоративных мероприятиях, фотографии офисов и заводов) и побуждайте пользователей также к личностному, открытому, персонифицированному общению между собой. 
 
   7. Вовлекайте Facebook в оффлайновую деятельность компании – размещайте ссылку сообщества на упаковке продукта, вешайте привлекающие внимание постеры в офисах по работе с клиентами и т.д.
 
   8. Используйте таргетированную рекламу Facebook создания большей осведомленности среди потенциальных клиентов.
 
   Андрей Гавриков, генеральный директор компании «Комплето», отмечает следующее: «SMM – это сильный инструмент, способный при правильном использовании принести отличные результаты. Но подход к нему должен строиться так же, как и все остальные составляющие маркетинговой кампании: на основе глубокой аналитики и при помощи опытных специалистов» (Гавриков, 2012). Иными словами, используя все выше перечисленные принципы, высокой эффективности и минимизации рисков при использовании такого инструмента, как лайк-маркетинг, можно достичь лишь посредством построения грамотной и последовательной SMM-стратегии и привлечения опытных экспертов отрасли – молодой, но перспективной. Быть в числе первых, кто сумел извлечь пользу из данного инструмента, значит обойти конкурентов и сделать шаг в сторону прогрессивного, социально привлекательного и в целом инновационного подхода к маркетингу и ведению бизнеса в целом.